«Да не погаснет в душах свет».
К 110-летию со дня открытия Спасо-Преображенского собора.
#СпасоПреображенскийсобор#110летсодняоткрытия#церкви#храмыРоссии#Кимры
Спасо-Преображенский собор в Кимрах не только один из крупнейших храмов Тверской области, вмещающий до тысячи человек, но и невероятно красивый памятник архитектуры начала 20 века. В его почти сказочном облике сплелись черты изысканного модерна и фантазийного неорусского стиля.
Собор Преображения Господня был заложен в 1902 г. по проекту архитектора Рыбинского, который взял за основу классическую русскую планировку церквей и разработал ее в стиле модерн с щедрыми включениями неорусских черт. Храм открыл двери для прихожан в 1911 г., однако просуществовал недолго: в связи с послереволюционными гонениями на церковь он закрылся уже в 1929-м. По этой же причине колокольню так и не успели построить. В помещениях церкви разместилась сначала кустарная артель, затем зернохранилище. Богослужения, впрочем, возобновились сразу после Великой Отечественной войны.
В 1973 г. храм приобрел статус собора, а в 1990 был отреставрирован.
Рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.
Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.
Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах.
Ажурный золоченый иконостас, множество старинных икон в богатых окладах, четырехьярусное паникадило и многоцветная декоративная плитка, которой выложен пол храма — все это придаёт особую гармонию и торжественность для прихожан храма.