#расширяемкругозор
«Иосиф Бродский: поэт в аудитории»
Поздоровавшись со студентами, слушателями курса «Русская поэзия», 33-летний рыжеватый человек в английском шерстяном галстуке отправляется на поиски кофе.
Иосиф Бродский опоздал к 11, но позднее начало урока он компенсирует тем, что задержит студентов после звонка. Бродский бочком проходит обратно к столу, в руке — дымящийся стаканчик. Отпив кофе, он снимает плащ и плюхается на стул. «Nu ladno. Давайте поговорим об Ахматовой». Бродский вздыхает. «Великий поэт, великая женщина. Согласны?» Он смотрит на студентов, в светло-голубых глазах пляшет смех. Рыжеватые волосы, уже начавшие редеть, падают на широкий бледный лоб, он отбрасывает их короткими, как у ребенка, пальцами. Он похож на монаха времен Возрождения, сбежавшего из кельи.
Бродскому тридцать три — он любит говорить, что это идеальный человеческий возраст, возраст Христа перед смертью.
Иосиф Бродский — не педагог, он лучше. Он явно наслаждается общением со студентами, призывает их к разговору.
Бродский плохо переносит невежество. Он часто обвиняет американских студентов в том, что они ленивы, медлительны и совершенно не знают истории.
«Чтение стихов, своих или написанных другими, сродни молитве, — говорит поэт. — Когда люди начинают молиться, они тоже сначала слышат себя. Помимо слов молитвы они слышат свой голос, который эту молитву произносит. Читать стихи — это слышать себя, читающего стихи. И поэтому, я прошу вас учить стихи наизусть. Если вы хотите понять стихотворение, лучше всего не анализировать его, а закрепить в памяти и читать наизусть.»