К 100-летию со дня рождения русского писателя-прозаика ЮРИЯ МАРКОВИЧА НАГИБИНА!
3 апреля родился Юрий Маркович Нагибин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Юрий Маркович Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. Кирилл Александрович, отец будущего писателя, еще до рождения Юрия был расстрелян — он участвовал в белогвардейском восстании в Курской губернии. Кирилл Александрович успел «завещать» Ксению Алексеевну, свою беременную жену, другу Марку Левенталю. Он и усыновил Юрия, который только в зрелые годы узнал о том, кем был его настоящий отец. Вскоре Марк Левенталь также был репрессирован. Вторым отчимом для Юрия Марковича стал Яков Рыкачев. Он был первым литературным учителем будущего писателя, который пробудил у него вкус к словесному творчеству.
В 1938 году Юрий Нагибин отличием окончил школу, а затем продолжил обучение в Московском медицинском институте. У него не возникло интереса к врачебному делу, и он решил перейти во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), на сценарный факультет. Окончить институт, однако, не получилось. ВГИК в начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, а Юрия Нагибина призвали в армию. Осенью 1941 года он был отправлен в отдел политуправления на Волховский фронт. Первые его рассказы появились в печати незадолго до войны. Это были «Двойная ошибка» (1940 год) и «Кнут» (1941 год). В 1942 году Юрий Маркович был отправлен на Воронежский фронт. В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Фронтовые обязанности Нагибина были следующие: ведение радиопередач, выпуск пропагандистских листовок, разбор вражеских документов. Он был дважды контужен на фронте, а после выздоровления по состоянию здоровья комиссован. После этого Юрий Нагибин работал в газете «Труд» военным корреспондентом. Его фронтовой опыт отразился в рассказах, в 1943 году опубликованных в сборнике «Человек с фронта», в 1944-м — «Две силы» и «Большое сердце», а в 1948-м — «Зерно жизни». В конце 40-х — начале 50-х годов Юрий Нагибин крепко подружился с писателем Андреем Платоновым.
В начале 1950-х годов к Нагибину пришла авторская известность. Читатели заметили такие его рассказы, как «Трубка» (1952 год), «Комаров» и «Зимний дуб» (оба написаны в 1953 году), «Четунов» (1954 год), «Ночной гость» (1955 год). А «Свет в окне» и «Хазарский орнамент», опубликованные в 1956 году в «Литературной Москве», вызвали в партийной печати гнев. Но уже буквально через год в «Библиотечке «Огонька» были напечатаны рассказы, сделанные по законам соцреализма, и писателя «реабилитировали». Юрий Кувалдин отмечал, что Нагибину приходилось постоянно балансировать на грани правоверности и диссидентства. Большинство рассказов Юрия Марковича, объединенные «сквозными» героями и общей темой, составляют циклы: историко-биографический, охотничий, военный, цикл путевых рассказов и др. Автор долгие годы рассматривался в основном как новеллист, который стремится в малом рассказать о большом.
Военные рассказы Нагибина отмечены поиском индивидуальной авторской манеры. В последнее, 11-томное, собрание сочинений автор включил лучшие из них, среди которых можно отметить следующие: «Связист Васильев» (впервые напечатан в 1942 году в газете «Красная Звезда» под названием «Линия»), «На Хортице», «Переводчик» (1945 год), «Ваганов» (1946 год). Кроме того, военный материал был использован Юрием Марковичем в следующих повестях: 1957 года «Путь на передний край», 1959 года «Павлик» и 1964 года «Далеко от войны». Раскрытие героизма простого солдата и военных будней становится все более драматичным и психологически углубленным, появляется рельефность и тонкость в характерах. Среди произведений данной тематики особенно выделяется повесть «Павлик». Ее главный герой преодолевает страх смерти. Позднее (в начале 60-х годов) появляется «охотничий цикл» повестей и рассказов Нагибина. Они обязаны своим рождением пейзажам окрестностей Плещеева озера и Мещеры. Рассказы Юрия Нагибина испытывают заметное влияние классической традиции в литературе, восходящей к «Запискам охотника» Тургенева. Повествование в них ведется от первого лица. Это такие произведения Юрия Нагибина, как «Погоня» и «Ночной гость» (1962 год), «Молодожен» и «Мещерская сторона» (1964 год). Здесь Нагибин выступает тонким художником мира природы и испытателем характеров людей в естественной среде. Во взаимоотношениях между природой и человеком рассматривается как экологическая сторона, так и социально-нравственная. Эти рассказы подготовили развитие деревенской темы в творчестве Юрия Нагибина. В ход пошли наблюдения и материалы послевоенных журналистских лет, времен создания очерков о колхозной жизни для «Смены», «Социалистического земледелия», «Труда», «Правды». В итоге в 1962 году появилась повесть «Страницы жизни Трубникова». Именно она стала основой сценария для фильма «Председатель», поставленного режиссером А. Салтыковым в 1964 году. Этот фильм стал настоящим событием. За столкновениями Семена Силуянова и Егора Трубникова, людей, одержимых своими идеями, прочитывалось столкновение двух противоположных систем взглядов, жизненных принципов — индивидуалистического и общественного. Творчество Юрия Марковича органично вписалось в традиции русской деревенской прозы, набиравшей силу в 1950-1960 годы. Фильмы по его сценариям начали появляться один за другим. Юрий Маркович вскоре предложил проект новой картины «Директор». Сюжетной основой сценария фильма стала жизнь тестя Нагибина, Ивана Лихачева, роман с женой которого, то есть со своей тещей, Юрий Нагибин откровенно опишет несколько позже.
Юрий Маркович был женат шесть раз. Одной из его супруг являлась Белла Ахмадулина. Юрий Маркович говорил, что с каждой женщиной он был счастлив по-своему. Каждая из них вносила что-то особенное в его жизнь, как признавался Юрий Нагибин. Жена Алла Григорьевна, переводчица — последняя супруга писателя — прожила с ним дольше всех. Они были счастливы вместе почти 25 лет. Нагибин выразил свою любовь к ней в романтической сказке под названием «Рассказ синего лягушонка».
В 1970-е годы Юрия Нагибина привлекает тема творчества. Это нашло отражение в цикле художественных микроэпопей «Вечные спутники» (годы создания — 1972-1979). Их героями стали Лермонтов, Пушкин, протопоп Аввакум, Чайковский, Тютчев, Анненский, Рахманинов и др. В начале 1980-х годов светлую, с ностальгическими мотивами прозу сменила большая острота и злободневность, трагическая напряженность, тенденция к социально-философским отступлениям. Его сатира с пародией и фарсом, а также эротика в прозе стали для многих неожиданностью. «Рассказы синего лягушонка» представляют собой исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая у неё осталась от былой человеческой жизни. Новую прозу Нагибина критика осудила за «отсутствие нравственной определенности». В последние годы жизни автор с демонстративным самообнажением показал наиболее потаенные страницы собственной биографии. Он решил воссоздать историю жизни отца и своего отношения к этому человеку («Встань и иди», 1987 год), вспомнил свою первую любовь в произведении 1994 года «Дафнис и Хлоя.». В этом же году он описал свой роман с тещей в книге «Моя золотая теща», а также оставил крайне пессимистическую повесть-завещание под названием «Тьма в конце туннеля». «Дневник» 1995 года, опубликованный уже после смерти Юрия Нагибина, полон крайней откровенности и нелицеприятных оценок многих писателей, которых Нагибин знал лично.
Юрий Маркович умер 17 июня 1994 года в Москве на 75-м году жизни. Нагибин был сложный человек и писатель. Он всегда оставался один, в стороне от всяких литературных течений в советской литературе, хотя принимал участие почти во всех из них. Он был близок к писателям-диссидентам и одновременно очень далёк от них, некоторые причисляли его к «писателям-деревенщикам», хотя «деревенщики» прекрасно сознавали, что Нагибин для них чужой.
Дмитрий Мацюк специально для Букландии